Теория ожиданий обеспечивает убедительную рациональную основу для понимания мотивации на той или иной работе.

Теория ожиданий обеспечивает убедительную рациональную основу для понимания мотивации на той или иной работе. Мотивационный процесс можно проанализировать на основании каждого из компонентов. Во-первых, мы должны рассмотреть результаты и оценки их валентности. Если результаты человеку безразличны, нет никакого смысла прилагать большие усилия для их достижения. Таким образом, согласно теории ожиданий, первой составляющей мотивации являются желаемые результаты. Во-вторых, человек должен считать, что существует определенная связь между успешностью выполнения работы и достижением результатов. Если человек хочет получить результаты, но не рассматривает успешную работу как средство их достижения, никакой связи между тем, что делается, и тем, что хочется получить, нет. В установлении высоких показателей инструментальности важную роль играют практика поощрения и непосредственные начальники. Если начальник говорит: «В последнее время вы работаете очень продуктивно, поэтому я повышу вам зарплату [или повышу в должности]», — работник видит, что повышение зарплаты или продвижение по службе зависит от успешного выполнения работы. И наоборот, если начальник говорит: «Мы повышаем зарплату и повышаем в должности не на основании успешности выполнения работы, а на основании трудового стажа», — работник не будет мотивирован на хорошее выполнение работы для достижения этих результатов. Вероятно, единственной мотивацией будет мотивация работать достаточно хорошо, чтобы тебя не уволили, поэтому желаемые результаты будут достигнуты благодаря продолжительной работе в организации. Если результаты ставятся в зависимость от успешности выполнения работы и работник понимает эту связь, то, согласно теории ожиданий, успешность выполнения работы повысится.

Наконец, очень важную роль играет понятие ожидания. Человек должен видеть связь между тем, насколько сильно он старается, и тем, насколько хорошо он справляется. Если уровень ожидания низок, работнику все равно, старается он или не старается, поскольку усилия и успешность выполнения работы оказываются не связанными друг с другом. Когда я только начал обучение в колледже, моим профилирующим предметом была химия. Я стремился к определенным результатам. Я также осознавал, что достижение этих результатов зависит от того, как я проявлю себя на занятиях. У меня сформировались высокие показатели валентности и инструментальности для обоих результатов. Однако после трех семестров мучений мои ожидания приблизились к нулю. Мне казалось, что, как бы я ни старался, я просто не могу изменить свою успеваемость по химии. Вместе с успеваемостью резко снизилась моя общая мотивация, и в конечном счете я выбрал другой профилирующий предмет. Ретроспективно я осознаю, что для успешного овладения химией мне не хватало способностей. Мотивация, которую я мог предложить, не привела бы меня к хорошей успеваемости по химии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: