Л. И. Турпанов

Опыты показали, что одни испытуемые хорошо узнавали и плохо описывали, другие, наоборот, плохо узнавали и хорошо описывали, и наконец, третью группу составили те, которые или хорошо описывали, Л. И. Турпанова хорошо узнавали, или делали то и другое плохо. Для первых характерно преобладание первой сигнальной системы, для вторых — преимущественная роль второй сигнальной системы, у третьих обе сигнальные системы находились в равновесии.

С применением другой методики индивидуальные различия в соотношении роли образа и слова в запоминании изучались (в экспериментах с учащимися V класса) Л. И. Турпановым. Он знакомил учащихся с географическими объектами: в одних случаях при помощи слова, в других—путем восприятия изображений этих объектов и проверял затем образовавшиеся представления двумя способами: путем словесного описания этих объектов и путем их зарисовки.

По источнику и способу формирования представлений испытуемые разбились на 3 группы. У одних представления лучше всего формировались на наглядной основе, характеризовались конкретностью и наглядностью, запечатлением ярких, хотя и внешних качеств предметов, даже деталей, причем нередко опускалось важное. У других формирование представлений осуществлялось лучше на словесной основе; представления этих учащихся обычно соответствовали лишь основному содержанию объектов. У третьих представления лучше всего формировались на основе одновременной опоры как на наглядный, так и на словесный материал и характеризовались полнотой, разнообразием, адекватностью и устойчивостью содержания.

По особенностям воспроизведения наметились 4 группы: 1) одни испытуемые легко и точно вербализовали наглядный материал, но затруднялись в передаче словесного материала в наглядной форме; правильные представления у этих учащихся создавались на наглядной основе; 2) другие легко передавали словесный материал в наглядной форме, но затруднялись вербализировать наглядный материал; более правильные представления формировались у них на словесной основе; 3) третьи одинаково легко выполняли обе операции; правильные представления у них образовывались при любом способе (образном или словесном) ознакомления с объектами; 4) наконец, четвертые затруднялись в обеих операциях, и для них требовалось одновременное наглядное и словесное ознакомление с объектами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: