Концептуальные и фактические критерии

Психологи не всегда думали, что критерии обладают особой значимостью. До Второй мировой войны считалось, будто «критерии либо определяются Богом, либо просто существуют в окружающем мире». К сожалению, это не так. Нам нужно тщательно продумывать, что имеется в виду под «успешностью» работника, студента, родителя и т. д. Нельзя приступать к оценке успеха или какого-либо качества, не имея достаточно четких представлений о том, что же мы измеряем.Хорошим началом может быть рассмотрение концептуального критерия. Это теоретический конструкт, абстрактная идея, которую нельзя измерить фактически; другими словами, — идеальная совокупность факторов, характеризующих, с точки зрения психолога, успешного человека. Допустим, нам требуется определить успешного студента колледжа. Для этого можно воспользоваться фактором интеллектуального развития: способные студенты растут в интеллектуальном отношении быстрее, чем менее способные. Другой фактор — эмоциональное развитие. Образование в университете должно помочь студентам прояснять их ценности и убеждения, что способствует эмоциональному развитию и эмоциональной стабильности. Наконец, можно сказать, что хороший студент стремится участвовать в общественной деятельности, быть «хорошим гражданином», способствовать благополучию общества. Как образованный человек, он будет играть активную роль в социальном усовершенствовании. Назовем это фактором гражданственности.Таким образом, три названных фактора становятся концептуальными критериями, определяющими «хорошего студента». Аналогично этому можно дать определение «хорошему работнику», «хорошему родителю» или «хорошей организации». Однако поскольку концептуальные критерии являются теоретическими абстракциями, нам необходимо найти способ преобразования их в измеряемые, реальные факторы. Это означает установление фактических критериев, являющихся показателями концептуальных, которые мы хотим измерить. Для этого требуется отобрать соответствующие переменные.Психолог может принять в качестве показателя интеллектуального развития среднюю отметку, которая, разумеется, не будет полным эквивалентом этого критерия, но в определенной мере его отражает. Чтобы измерить уровень эмоционального развития, можно, например, попросить куратора оценить, насколько более зрелым стал студент за период обучения в университете. Конечно, зрелость — не совсем то же самое, что эмоциональное развитие, однако благодаря такому критерию последнее легче определить и измерить. Наконец, в качестве показателя гражданственности психолог может выбрать количество общественных организаций, в работе которых студент добровольно принимал участие. Вновь следует признать, что это не будет строго эквивалентно качеству участия в общественной деятельности, а «гражданственность» правильнее определять посредством именно такого критерия, а не количества. Однако, поскольку качество участия измерить очень сложно, а без учета количественного критерия говорить о нем вообще не представляется возможным, психолог решает использовать последний показатель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: