Исследования М. М. Нудельмана

В исследовании М. М. Нудельмана детям (с нормальным умственным развитием, умственно отсталым и глухонемым) показывались изображения предметов (на 10 сек. каждое), после чего требовалась зарисовка их (сразу после показа, а затем—через 6 и 30 дней). Опыты обнаружили, что у нормальных школьников точность воспроизведения выше и по мере удлинения сроков воспроизведения нарушается заметно меньше по сравнению не только с умственно отсталыми, но и с глухонемыми детьми. Меньше у них дополнений, а также значительных изменений формы объектов. У умственно отсталых преобладает «сглаживание» специфических особенностей показанных им предметов, изменение их в направлении представления обычных объектов. У глухонемых чаще наблюдалось, наоборот, подчеркивание специфических особенностей предметов, которое у учащихся нормальных школ было выражено еще резче (в то время как «сглаживание» своеобразия объекта было отмечено у них в незначительном числе случаев). Непосредственно роль слова в сохранении образов предметов прослеживалась автором работы в следующей серии опытов: испытуемым (умственно отсталым и глухонемым детям) предъявлялись для запоминания изображения объектов; при этом в одних случаях до показа объекта давалось описание некоторых его особенностей, в других—такое описание отсутствовало; после показа в тех и других опытах требовалась зарисовка воспринятого. Разница в продуктивности воспроизведения была весьма значительна: у умственно отсталых детей количество воспроизведенного под влиянием предшествовавших показу объяснений увеличилось с 1,8 до 11,1%, у глухонемых—с 9,5 до 33,4%. Как показали те же самые (а также и другие) опыты того же автора, частота уподобления обычным объектам (т. е. «сглаживание» своеобразия данного объекта) при наличии словесных объяснений (описаний) заметно уменьшается: в тех же случаях, когда испытуемым (учащимся вспомогательной школы) давались, наоборот, словесные описания без показа объектов, уподобление было наиболее интенсивным. Эксперименты того же автора, в которых испытуемым показывалось несколько сходных объектов (4 рыбы), обнаружили, что в то время как нормальные школьники, воспринимая сходные объекты, сравнивали их между собой, отличали особенное, характерное, умственно отсталые не производили такого сравнения. Надо полагать, что именно это и является существенным источником преобладания у них не подчеркивания, а сглаживания специфических особенностей объектов при воспроизведении последних по памяти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: