Гениальное исследование Пиаже.

Поэтому схема — это не реальная категория, а в определенном смысле процесс категоризации. Некоторые исключительно физические или сенсорные действия также являются схемами. Если вы поднимаете мяч и смотрите на него, вы применяете «зрительную схему», «схему подъема мяча» и «схему удержания». Пиаже полагал, что каждый ребенок начинает жизнь с небольшим репертуаром простых Пиаже имел огромное влияние на «возрастных» психологов не только потому, что он предложил оригинальную и интересную теорию, но также вследствие мудрости многих стратегий, которые он изобрел для изучения понимания детьми мира. Благодаря этим стратегиям становилось понятно, что дети делают или говорят очень неожиданные вещи — теоретики с трудом ассимилировали полученные результаты в свои модели.

Вероятно, наиболее известной из всех техник Пиаже является его метод изучения сохранения. Пиаже использовал два одинаковых глиняных шарика, показывал их ребенку и разрешал подержать их и поиграть с ними до тех пор, пока ребенок не соглашался, что шарики одинаковые. Затем на глазах у ребенка Пиаже сминал один из шаров в блин или раскатывал его в форму сосиски. Далее он спрашивал ребенка, одинаковое ли количество глины у двух форм и какая форма — блина, сосиски или шара—содержит больше глины. Дети 4 и 5 лет говорили, что шар содержит больше глины; дети 6 и 7 лет полагали, что количество осталось таким же, тем самым показывая, что они усвоили понятие сохранения. Количество глины сохраняется одинаковым, несмотря на то что куски глины изменяются по каким-либо другим характеристикам.

В другом исследовании Пиаже изучал понятие классового включения — понимание того, что объект может принадлежать одновременно к нескольким категориям. Фидо—это и собака и животное; высокий стульчик — это и стульчик и мебель. Пиаже обычно изучал это явление, позволяя детям сначала создать свои собственные классы и подклассы, а затем задавая восенсорных или моторных схем, например зрительных, вкусовых, тактильных, слуховых, двигательных. Для ребенка объект является вещью, которая имеет определенный вкус, вызывает определенные чувства при прикосновении или имеет особый цвет. Позже ребенок сформирует также ментальные схемы, такие как категоризация или сравнение одних объектов с другими. В ходе развития ребенок постепенно формирует чрезвычайно сложные ментальные схемы, например дедуктивный анализ или системное мышление. Согласно Пиаже, сдвиг от простых сен- со моторных схем у младенца ко все более сложным ментальным схемам в позднем детстве достигается посредством функционирования трех основных процессов: ассимиляции, аккомодации и уравновешивания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: